natusenka ([info]natusenka) wrote,
@ 2009-06-03 22:15:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:мексика

Немного о религии - опиуме для народа.
Я заранее прошу прощения у всех истинно и глубоко верующих друзей: в религии я совершенно ничего не понимаю и могу всё перепутать и не те слова употребить. Поэтому простите мне моё невежество, пожалуйста.

Здесь, в Мексике, столкнулась я с тем, что многие члены моей новой семьи считают, что в католической религии наступил кризис.

Нет, не так... Началось всё с того, что мне стали рассказывать о многочисленных членах моей новой семьи. (Были тут на семейном празднике в штате Оахака, так из всех родственников мужа были "всего" 35 человек - т.е.далеко не все). И в этих рассказах наблюдается интересная картина:
в насквозь католической Мексике, где церкви на каждом шагу буквально, очень много людей меняют религию. Уходят в протестанты, свидетели Иеговы, даже в буддисты, женятся на некатоликах (приветик!) и живут счастливо.
При наличии свекрови - уверенной католички (не "ярой", т.к. всё-таки она человек спокойный, никого не убеждает и силой в церковь не тащит), которая посещает церковь, воспитывалась в монастырском интернате, молится по нескольку часов в день, посещает подруг по церкви и подкидывает мне особенно красивые молитвы, в семье, из близких родственников её возраста, католиков - половина. Остальные разбрелись по иным религиям (т.е.были воспитаны в католичестве, но во взрослом возрасте сознательно от католичества отказались и выбрали другой путь). А муж и его брат - люди верующие, но вера проявляется разве что в осенении себя крестом около церкви, где крестили мужа, молитве из двух фраз на ночь и, когда муж заходит в какую-нибудь церковь поснимать убранство, - тоже крестится и читает небольшую молитву на полминуты.

Выяснилась опять же интересная деталь, которая, как мне кажется, отражает тенденцию... Двое родственников попали вот в какую ситуацию:
Умирает мать (отец). От старости и болезни. (Обоим старичкам, о которых я сейчас говорю, лет 80 было, плюс-минус). Старички - католики. Т.е. всю жизнь, примерно как моя свекровь: ходили в церковь, жили, соблюдая посты, празднуя праздники, молились, у них была "своя" церковь, где падре их знал. В общем, примерные прихожане.
И вот смерть близка, с кровати человек уже не встаёт. Наступает тяжелый момент подготовки к смерти. Врачи или напрямую говорят, что "скоро", или намекают, что диагноз для такого возраста не оставляет многих надежд. В общем, старичок или старушка морально должны готовиться. А, сами понимаете, это ой, как тяжело.
Это офигеть какая психологическая работа: самому себе в течение фиг его знает скольких часов-дней-недель говорить, что "там" будет гораздо лучше, чем здесь, что иной мир - он прекрасен, что смерть несет облегчение и новую жизнь вечную. А вокруг семья живая, правнуки снуют, обед готовят и со всем этим нужно расстаться, причём с лёгкой душой желательно. В общем, затянувшееся расставание, причём уходишь ты и навсегда. Тяжелейший процесс. В такое время как никто нужен священник. Это его работа: сказать правильные слова, приходить к такому больному-умирающему и поддерживать его. (Я уже не говорю о причастии и всяких полагающихся ритуалах).
И вот дочка (сын) такой старушки идёт к священнику. В семейную, так сказать, церковь и разговаривает с падре на тему "прийти поговорить с мамой, потому что час её близок, а на душе страх и боль". И "её позавчера из больницы привезли, чтобы упокоилась в кругу семьи и на своей кровати, придите поговорить". А падре отказывает! Т.е. извиняется и говорит, что "я бы, конечно, пошёл, но вот тут месса у меня скоро курочка на столе стынет и, опять же, на крестины собираться", в общем, расписание на месяц вперёд и никак, ну, никак к Вашей маме не успеваю. Пардонте-с.
Фигасе?!
Что делает дочка? Правильно: она плачет от бессилия, жалости и злости. Выходит из церкви и, шатаясь, бредет домой. И что тут же происходит? Правильно: на пути ей попадаются евангелисты (буддисты, сектанты, адвентисты, пионеры или протестанты - нужное дополнить, вычеркнуть или подчеркнуть) и спрашивают: а куда ты, Красная Шапочка идёшь? что с Вами, добрая женщина? Дочка объясняет ситуацию. И товарищи с готовностью идут и разговаривают со старушкой, причащают её, остаются с ней до последнего лёгкого вздоха и провожают в последний путь.
Я понимаю, что картинка выглядит многопланово. С одной стороны: вот они какие, дьявольские искусы. Как в сложную ситуацию попадает человек, так сразу тебе всякие подозрительные личности с хвостами помощь предлагают. А с другой стороны: а не пошёл бы этот католический священник в ж... жизнь - она из бытовухи состоит, и умереть без покаяния верующему близкому - тоже как бы неправильно. С третьей стороны - если ты настоящий верующий, то, по логике, прими происходящее как испытание, но, с четвёртой стороны - маму жалко и как ей объяснить, что падре занят; и опять же: Бог всё-таки один...
Понятно, что чтобы побыть со старушкой, товарищи не берут денег - они принимают старушку в свою веру, либо не старушку, а дочку (которая очень рада, что уж здесь-то всё в порядке и в католичстве она разочаровалась), а там и детей, мужей, внуков и т.п. Не насильно, нет, конечно, но логично.
И таких случаев два и только в одной семье, хотя семья и большая.
Муж и свекровь говорят, что если такое происходит, то в церкви явно кризис, что такого быть не должно. Т.е. празники в церквях чуть ли не каждый день, на мессах есть народ, колокольни звонят постоянно. Но свекровь жалуется, что иногда в её маленькой церквушке на мессе в 7 утра народу было 4 человека, что вера в людях гаснет, а падре ленивый.

Большое количество родственников женились на иностранцах и либо принимали вероисповедание супруга, либо оба выбирали что-то общеинтересное. Есть теперь в моей семье протестанты, буддисты, коммунисты, евангелисты шовинисты и я - православная.

Однажды за ужином я спросила, почему так загружен католический священник? По логике: церквей много, в каждой есть свой падре, каждый год религиозные университеты выпускают молодых священников, почему их не хватает? Мне сказали, что чтобы стать священником в католической церкви нужно, оказывается, хрен знает сколько лет учиться, да и после учёбы не всякий выпускник хочет идти в церковь работать. Есть, оказывается, много областей деятельности у выпускников религиозных университетов: история, культура религии, философия, теософия и т.п. А если хочешь к прихожанам, то тоже непросто: специальная подготовка, экзамены, разрешение.
А у нас, в православной церкви также? И пока что батюшек хватает потому, что прихожан мало?
Ещё пара наблюдений: были на торжественной мессе в Оахаке. В церкви не было свободных мест (был праздник и плюс поздравляли всех именинников, так что родственников набралось). Длинная месса, часа на два - два с половиной. И вот объясняет священник, что такое Святой Дух, цитирует строки из Библии (все следят по выданным брошюркам), а потом говорит: "а теперь повторите, что сказал Иисус, войдя в храм?" И все прихожане, как дети в детском садике, повторяют. Или, например, "аминь" нестройно сказали, падре просит повторить, чтобы чётко слышно было.
А когда я отказываюсь от выдаваемых моей свекровью брошюрок с особо красиывами молитвами, то она называет меня иудейкой (judia) :)) Как мы обычно говорим: "нехристи" :))




(30 comments) - (Post a new comment)


[info]veloamator
2009-06-04 06:04 am UTC (link)
В философии религи мало кто разбирается, человеческий фактор становится решающим.
Да и трудностей и ограничений люди не любят, выбирают что полегче.

(Reply to this) (Thread)


[info]natusenka
2009-06-04 05:59 pm UTC (link)
но огромное количество людей выбирает, например, иудаизм. Там,по-моему, с трудностями и ограничениями всё в порядке. Думаю, решающим фактором в таком случае становятся страдания и лишения, которых человек хочет.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]veloamator
2009-06-04 06:01 pm UTC (link)
Иудаизм!?
Перевый раз слышу. Это где так?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]natusenka
2009-06-04 06:08 pm UTC (link)
так а эмиграция в Израиль?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]veloamator
2009-06-04 06:36 pm UTC (link)
Это же экономическая иммиграция, ну а там уже свои порядки.
О массовости иудаизма и речи быть не может. Вот ислам это да, у них в семьях по 5-8 детей. Ещё лет 20-30 и над европой будет сиять полумесяц. Во Франции уже сияет.

(Reply to this) (Parent)


[info]nicolausis
2009-06-04 08:39 pm UTC (link)
Иудаизм невозможно выбрать, если ты не еврей. Как и индуизм

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]natusenka
2009-06-05 02:50 am UTC (link)
Ты можешь не быть иудеем и быть евреем. Разве нет?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nicolausis
2009-06-05 07:18 am UTC (link)
Да. Но нельзя быть иудеем и не быть евреем.

(Reply to this) (Parent)


[info]abanamat_ru
2009-06-04 06:08 am UTC (link)
А у нас РПЦ так же ленива. Ну т.е. пригласить священка к умирающему это реальный головняк. Это надо несколько дней искать (из ближайшего прихода всем некогда), договариваться, потом это совсем небесплатно. РКЦ и РПЦ в местах постоянного присутствия становятся жирными и неповоротливыми. Это нормально. Это не кризис РКЦ, это просто их давно не резали там у вас.

(Reply to this) (Thread)


[info]larisa_estrella
2009-06-04 06:14 am UTC (link)
Саша, все хорошо, но у них там не РКЦ, а таки МПЦ :)))))))))
А в целом хотела написать то же самое...

(Reply to this) (Parent)


[info]natusenka
2009-06-04 06:00 pm UTC (link)
Да, кстати, зажрались (и там, и тут). Красного петуха им. Или реформы Петра Первого...

(Reply to this) (Parent)


[info]ksenia_suden
2009-06-04 07:40 am UTC (link)
Я вот понять не могу, как буддисты или адвентисты могут причащать... И насчет "Бог один", один, конечно, но секты - это про другое...
И еще: странная у вас церковь. Как-то не представляю, чтобы у нас повторяли хором.

(Reply to this) (Thread)


[info]natusenka
2009-06-04 06:03 pm UTC (link)
Причащать в прямом смысле этого слова - нет, также, как и пионЭры, например :))) Но ритуал прощания и подготовки человека к смерти, думаю, есть у всех религий, сект и конфессий.
А насчёт повторения хором - это, думаю, от отношения к пастве, как к детям несмышлёным, которые, как котята слепые тыкаются по углам, ищут веры в кромешной тьме безверия. Вот священник и ведет себя с ними, как с детьми. Чем-то напоминает мне картину конкистадоров, которые индейцев к вере склоняли...Просто забавно наблюдать.

(Reply to this) (Parent)

может не в тему, но...
[info]temuco
2009-06-04 08:17 am UTC (link)
недавно хоронили одноклассника. Умер он быстро и мучительно. От рака. Отказался от хосписа и даже обезбалевающих. Был он человеком очень высоким, крепким, суровым для чужих и добрым среди своих. Служил в ОМОНе, был ну если не фашистом, то крайним националистом и атеистом. Про религию говорил так: ложь, придуманная одними, чтобы повелевать другими. Отпевали его в храме на Южном кладбище. Батюшка много говорил о втором пришествии. Вышли из церкви. Курят. Один говорит: Да, Димас бы сильно удивился, если бы узнал, как будет уходить и, что отпевать его будет иудей. Превратности судьбы. Думаю, что только несколько человек знали, что он хотел быть кремирован, и прах развеян над Сибирью. Нам он говорил об этом в классе девятом.

(Reply to this) (Thread)

Re: может не в тему, но...
[info]natusenka
2009-06-04 06:04 pm UTC (link)
а мочему его иудей отпевал? Твой одноклассник евреем был?

(Reply to this) (Parent)


[info]nagval_22
2009-06-04 09:34 am UTC (link)
вера - это суть, а церковь и религия - формы. если сама вера в людях сгнила, то что уж про формы говорить... католицизм всегда был замешан на гордыне, он ведь так и начался, когда священники из Италии решили - а давайте всех пошлём нах... и будем выбирать главного "из своих". ясно, что если у дела было такое начало, то и конец будет соответсвующий.

(Reply to this) (Thread)


[info]abanamat_ru
2009-06-04 09:47 am UTC (link)
ноно! без этих РПЦМП-шных сказочек про "католицизм"! а то я тоже войной пойду в любую указаную сторону.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nagval_22
2009-06-04 10:24 am UTC (link)
это не сказочки. это история. и я не принадлежу к РПЦМП. как, впрочем, ни к одной из так называемых конфессий. ни одна из них не имеет отношения к Богу. это всё паразиты.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]abanamat_ru
2009-06-04 10:30 am UTC (link)
это сказочки. История - это всегда совокупность кособоких утверждений. И не надо никуда принадлежать - я сам нигде, потому и готов пойти войной куда угодно.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nagval_22
2009-06-04 10:49 am UTC (link)
каждый имеет право на мнение. а основание католицизма - исторический факт. впрочем, ты сам сказочник. ибо тот, кто сам нигде, не идёт войной ни на кого. война исключает нахождение "нигде".

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]abanamat_ru
2009-06-04 10:51 am UTC (link)
1. католицизма нет.
2. нет никакой разницы с кем и за кого воевать - война это война (с)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nagval_22
2009-06-04 10:56 am UTC (link)
1. да. и вообще, есть ничто, то есть нет ничего.
2. война не имеет смысла. как и споры о том, кто кого основал-разделил-отделил-похерил и вообще любые споры. а потому споры, как и война, быстро надоедают. во всяком случае, мне. СКУ-КО-ТА.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]abanamat_ru
2009-06-04 12:04 pm UTC (link)
1. ничто нет, есть хаос.
2. так и есть.

(Reply to this) (Parent)


[info]natusenka
2009-06-04 06:05 pm UTC (link)
думаю, до "конца" ещё очень далеко. тут все-таки посещаемость огромна и паства ого-го

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]nagval_22
2009-06-04 07:07 pm UTC (link)
однако же оно в Мексику и пришло на сколько веков позже, чем в Европу. поэтому пока и держится.

(Reply to this) (Parent)


[info]mistrale1514
2009-06-04 01:18 pm UTC (link)
Я думаю, что это еще и с повышением уровня образования в целом по стране связано. Не все люди покорно следуют догмам и вековым традициям.
Кризис религии неминуем. Я изучала историю религии: в США было три периода Возрождения, когда существующее положение вещей необходимо было поменять. Авторы говорили и о том, что сейчас у нас опять кризис, и что должна сформироваться новая религия, учитывающая и комбинирующая и последнии достижения науки, и многолетнии традиции.

(Reply to this) (Thread)


[info]kon_ka
2009-06-04 04:24 pm UTC (link)
Как раз в протестантизм уходят самые необразованные и "неотесанные" люди. В валентининой (пятдесятнической) церкви, как я понимаю, средний уровень образования намного ниже, чем средний по городу. Из ее подружек никто больше одного-двух классов не закончил, а сама она вообще никогда в школу не ходила.

В то же время я вижу, как католическая церковь работает на богатых и преуспевающих: ордена типа Opus Dei и Legioneros de Cristo абы кого не принимают; у них свои "немиссионерские" школы, дорогие и престижные, клубы по интересам для богатых дам, филантропия, направленная "горизонтально", для своих, типа поддержки тех же дорогих немиссионерских школ.

В то время как в валентининой церкви - курсы для неграмотных, лекции о гигиене и географии на уровне начальной школы и т.п.

В протестантизм сейчас индейцы в Чиапасе прямо массово переходят, целыми деревнями.

(Reply to this) (Parent)


[info]natusenka
2009-06-04 06:07 pm UTC (link)
«Религия это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» Карл Маркс.
Именно малообразованные и тяжело живущие люди в первую очередь обращаются к религии. А в Мексике таких - большинство. :(
Так что до кризиса ещё топать и топать

(Reply to this) (Parent)


[info]nicolausis
2009-06-04 08:43 pm UTC (link)
Странно, но на пост о религии выползло столько человек...

Я думаю, что здесь важнее психологическая поддержка и установка самого человека на ее получение от религии.

(Reply to this) (Thread)


[info]natusenka
2009-06-05 02:54 am UTC (link)
Психологическая поддержка - одна из основ религии. Это то же самое, если бы ты к пекарю пришёл и хлеба попросил, а он в ответ: "Вы что, с ума сошли, какой хлеб?" Психологическая помощь неотделима от религии.

(Вспомнился анекдот про сантехника, который, придя в белом смокинге чинить засорившийся унитаз, сказал изумленным хозяевам: "Вы что, в него срёте?!")

(Reply to this) (Parent)


(30 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…